Коротко о важном

Правовые аспекты применения полиграфа

Юридическую предпосылку для проведения полиграфных проверок дает статья 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В основу разработки этой инструкции был положен опыт работы полиграфологической службы США.

В 1996 году Федеральная служба налоговой полиции ввела в действие инструкцию «О порядке применения специальных психофизиологических исследований федеральными органами налоговой полиции». В ней, в частности, говорится: «Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона  "О  службе  в  органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования)».

В 1999 году была утверждена инструкция по применению полиграфа и в Министерстве обороны «Инструкция о порядке применения обследования с помощью полиграфа в отношении контактов о прохождении военной службы (трудовых договоров) и при допуске к государственной тайне». Она регламентировала только кадровые проверки. Введение перечисленных инструкций - явление прогрессивное и долгожданное. В то же время все они носят узковедомственный характер.

В декабре 2010 года была предпринята очередная попытка регламентировать проведение проверок на полиграфе путем разработки Федерального закона "О применении полиграфа в Российской Федерации". Анализ российского законодательства дает повод утверждать о наличии серьезных оснований использования полиграфа в частном секторе.

В частности, Министерство юстиции России проводило правовую экспертизу соответствующих нормативных документов, касающихся применения ОИП, в результате чего, начиная с 1993 года, ОИП получил от министерства юстиции «право гражданства». Следовательно, можно констатировать, что сегодня не существует каких-либо правовых барьеров для широкого применения проверок на полиграфе в интересах кадрового отбора, частного сыска, в судебно-экспертной сфере. Согласно ныне действующему ТК РФ, работодатель имеет право вводить ограничения или делать предпочтение при приеме на работу, исходя из требований, свойственных определенному виду труда или служебной деятельности.

Кроме этого, ТК РФ предоставляет право работодателю собирать персональные данные работника - информацию, касающуюся конкретного работника и необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (Глава 14, ст. 85-90). В этой же главе впервые вводится понятие персональных данных работника, дается определение процедурам обработки данных (ст. 85 ТК РФ): «Персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника - получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника». Сюда же можно отнести и данные, полученные с помощью тестирования на полиграфе.

Итак, внесение указанных выше положений в трудовые договоры и локальные правовые нормативные акты делают применение опроса с использованием полиграфа (ОИП) государственными и негосударственными пользователями вполне приемлемым в рамках действующего отечественного законодательства.


← Назад